Государственная символика
Российской федерации

Бальнеогрязелечебница им. Семашко
Медицинские учреждения Ессентуков успешно помогают пациентам с самыми разными заболеваниями, и ведущую роль среди них играет бальнеогрязелечебница им. Семашко. Помимо чисто медицинских достоинств она весьма ценится за архитектурные особенности, а также привлекает туристов своей историей. Создавая проект, автор вдохновлялся знаменитыми римскими термами, это явно прослеживается в помпезном внешнем виде и интерьерах здания.
Вход в грязелечебницу украшают два грозных льва, прижавшиеся лапами ядовитых змей. Эти скульптуры символизируют победу человека над болезнями. Сам вход выполнен в форме классического портала с колоннами. На стенах здания размещены барельефы, демонстрирующие сюжеты на медицинскую тематику, а простенки между окнами украшают скульптуры атлантов, которые держат на плечах тяжелые плиты перекрытия.
Помимо чисто медицинских достоинств бальнеогрязелечебница им. Семашко весьма ценится за архитектурные особенности, а также привлекает туристов своей историей.
Атриум, главный зал грязелечебницы, представляет собой просторное светлое помещение с большими окнами, украшенное барельефом и скульптурами — копиями известных произведений искусства античности. После процедур пациенты располагаются в уютных залах атриума, чтобы расслабиться и выпить целебного фиточая. Под основным этажом имеются два дополнительных, в подземных ярусах устроено грязехранилище.

История
Идея создания в Ессентуках собственной грязелечебницы возникла в 1911 г., в этом же году был объявлен конкурс на создание проекта, победу в котором одержал петербургский архитектор Евгений Шреттер. Строительство началось в 1913 г., и через два года лечебница распахнула свои двери для первых пациентов. Изначально здравница называлась в честь цесаревича Алексея Николаевича — Алексеевской.

Самым печальным образом отразились на лечебнице события Гражданской войны: здание было частично разрушено, из-за чего заведение на три года закрылось. А вот во время Великой Отечественной войны грязелечебница, на удивление, не пострадала. Её помещения использовались для выхаживания и восстановления раненых бойцов, а позже здесь располагались бани.

Свое нынешнее название грязелечебница получила в 1923 г., когда по инициативе Н. А. Семашко, тогдашнего наркома здравоохранения, было принято решение о реконструкции здравницы.
Вернувшись после войны к работе по своему прямому назначению, лечебница больше не прерывала свою деятельность и функционирует по сей день. Грязелечебница оснащена современным оборудованием и не уступает по качеству предоставляемых услуг клиникам с мировым именем.

Ассортимент услуг, которые предлагаются пациентам, очень разнообразен. Это грязевые аппликации, электрогрязевые процедуры, различные ванны и души, ручной массаж, а также всевозможные дерматологические и косметологические процедуры. Каждый год на лечение сюда приезжают более 90 тыс. человек; ежедневно здесь проводят более 2500 процедур.

Гора Змейка
Гора Змейка высотой почти в километр (если быть точными, то 994 м) является памятником природы и одной из самых интересных природных достопримечательностей Минеральных Вод. Название горы происходит от тюркского «Жлак-тау» — «змеиная гора». Назвали так эту гору потому, что склоны ее были сплошь изрезаны узкими извилистыми оврагами и канавами, которые по форме издалека напоминали ползущих змей. Сегодня гора не имеет таких оврагов, а все из-за того, что здесь добываются полезные ископаемые, и склоны горы покрыты карьерами и штольнями.
Другая версия происхождения названия горы — это мнение, что когда-то ее склоны буквально кишели змеями, среди которых встречались и ядовитые. Но исторически этот факт ничем не подтверждается, да и старожилы Минеральных Вод не помнят такого. Сегодня змей здесь практически нет, хотя флора и фауна горы очень интересны. Лес на склонах насчитывает около 60 разных пород деревьев, также здесь произрастают такие редкие растения, как бересклет, ясенец, шиповник и лилия.
Название горы Змейка происходит от тюркского «змеиная гора» — склоны ее были сплошь изрезаны узкими извилистыми оврагами и канавами, которые по форме издалека напоминали ползущих змей.
Гора Змейка имеет вулканическое, а точнее — магматическое происхождение. Ее верхняя часть в виде живописного скального выступа образована особой горной породой — бештаунитом, который сейчас активно добывается и используется в производстве строительного щебня. Нижняя часть Змейки состоит преимущественно из сланцев. Здесь есть каменоломня и камнеобрабатывающий завод.

На горе Змейка есть два интересных памятника, и оба они посвящены Великой Отечественной войне. Это памятник работникам карьеров, погибшим в годы войны, и памятник группе десантников, высадившейся здесь в 1942 г. На вершине горы расположены каменные кресты, а на западном склоне — месторождение минеральных вод с особым составом. Не так давно здесь было обнаружено необычное каменное сооружение. В ходе раскопок выяснилось, что это древняя кладка с остатками предметов быта, посуды, относящаяся примерно к 7—9 векам нашей эры.

Чуть выше обнаруженного жилого сооружения расположен древний алтарь — нагромождение больших камней с отвесным склоном, где совершались моления и жертвоприношения.
У подножия горы Змейка есть два источника, считающиеся святыми. Один из них так и называется Св. Источник — здесь выстроена каменная арка и сток в виде небольшого бассейна, а другому присвоено имя Св. Феодосия. Отправиться на гору можно самостоятельно и отлично провести время в пеших прогулках или на пикнике. Можно приехать сюда в составе групповой экскурсии, а любителям активного отдыха предлагается подъем на вершину. К слову, гора Змейка считается одной из самых труднодоступных для подъема вершин этой местности.

Добраться до горы Змейка несложно — она расположена в 4,5 км от железнодорожного вокзала Минеральных Вод, в юго-западном направлении.
Дворец эмира бухарского в Железноводске
Дворец эмира бухарского — прекрасный, хоть и не такой большой по размерам, образец восточного архитектурного стиля. Его огибает узорчатая железная ограда, стилизованная под арабскую вязь, а над главным входом установлены скульптурные изображения львов. Рядом стоит минарет, причём не декоративный, а вполне функциональный. Кроме того, дворец украшают мавританская арка, островерхие окна, традиционная керамическая бело-голубая мозаика и резная деревянная отделка балкончиков, оконных рам и веранд.
Дворец был построен при императоре Александре III для его бывшего сокурсника по кадетскому корпусу, эмира и русского генерала Сеид Абдулла-хана. В 1868 г. наследные владения Абдулла-хана перешли к Российской империи, но император одарил его участком земли на Железной горе, поскольку здоровье генерала требовало регулярного лечения на водах. На этом участке и был выстроен дворец по проекту архитектора В. Семёнова.
Для отделки здания в Железноводск прибыли лучшие мастера из Бухары и Хорезма.
Для отделки здания в Железноводск прибыли лучшие мастера из Бухары и Хорезма. Но вышло так, что главный архитектор был вынужден оставить постройку незаконченной. Мало того, сам генерал Абдулла-хан тоже не застал её окончания, скончавшись в 1910 г. Новый бухарский эмир продолжил строительство, но мало интересовался этой резиденцией и передал законченный дворец в дар императорской семье в 1913 г. После этого дворец служил санаторием, затем — военным госпиталем, а после Второй мировой войны стал принадлежать санаторию им. Тельмана. За последнее столетие дворец множество раз перестраивался и реставрировался, но сегодня выглядит очень привлекательно и по-прежнему остаётся курортным учреждением. В его интерьере до сих пор можно увидеть изящную лепнину, старинный камин и мощную люстру в стиле модерн.

В непосредственной близости от дворца расположено множество хозяйственных построек, бывшие конюшни и особенно любопытное для туристов здание — бывший гарем. Он отличается невысокой круглой в сечении башней, которую местная легенда окрестила «башней смерти» — якобы с неё сбрасывали неверных или непокорных жён.
В Железноводске есть ещё одна постройка в аналогичном архитектурном стиле: это ванны Островского. Правда, они менее внушительны, а их минарет исключительно декоративен.
Недалеко от дворца, поблизости от Пушкинской галереи, расположена ещё одна интересная достопримечательность Курортного парка. Это каменные солнечные часы, носящие официальное название «Знаки зодиака». В народе по особым причинам скульптура называется «Яйцом желаний». Она действительно имеет форму огромного яйца в прямоугольной рамке и украшена символами зодиакальных созвездий.

«Знаки зодиака» были установлены в 2000 г., и к ним немедленно прилипла красивая городская легенда. Считается, что если, загадав желание, повернуть огромное яйцо в раме, желание сбудется. Вообще говоря, раскрутить яйцо удаётся немногим, но почему бы не попробовать?
Место дуэли Лермонтова
На месте дуэли (ориентировочном месте) Михаила Лермонтова и Николая Мартынова на северо-западном склоне Машука стоит памятник — он напоминает о том, как можно запросто лишиться жизни. Причем неважно, гений ты или обычный человек. Сначала на месте гибели поэта был установлен скромный обелиск. Позже стали появляться первые проекты памятника. В начале 20 века на склоне Машука появилось сооружение, напоминавшее мавзолей со священным алтарем. Каждый год здесь стала проводиться гражданская панихида.
После памятник из-за плохого состояния несколько раз разбирался и собирался вновь, пока, наконец, в канун столетия со дня рождения поэта власти КавМинВод выделили средства для возведения постоянного монумента. В итоге он появился в 1915 году, без торжеств, так как Россия участвовала в Первой мировой войне.

Каждый год в день гибели поэта у памятника собираются поклонники таланта Лермонтова. Кстати, точное место дуэли до сих пор не найдено.

В центре городского кладбища в Пятигорске стоит надгробный обелиск, который указывает предполагаемое место первоначального погребения поэта. Тело Лермонтова покоилось в некрополе 8 месяцев, после чего гроб перевезли в село Тарханы Пензенской губернии, в имение бабушки Михаила Юрьевича. Здесь поэт был повторно погребен в семейной часовне рядом с могилой матери.
Провал
Популярности пятигорскому Провалу прибавил роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Именно здесь Остап Бендер продавал входные билеты, а выручка якобы шла на укрепление Провала – чтобы слишком не провалился.
Сами писатели нелицеприятно отзывались об этом озере, называя его «лужицей». На самом деле необычный запах и бирюзовый цвет озеро получило из-за серы, которая содержится в воде. Оно находится в подземной пещере и появилось за счет воздействия минеральных вод.

Вокруг Провала построены старинные дачи – они образуют небольшой городок. Дома появились в конце 19 века, и выглядят весьма оригинально. Среди них попадаются необычные, похожие на восточные дворцы и средневековые замки. Сегодня большинство таких домов переоборудованы под санатории.
Пятигорская канатная дорога
Канатная дорога в Пятигорске начала свою работу в 1971 г. Ее особенность в том, что на всем своем протяжении она не поддерживается опорами. Между начальной станцией и пунктом назначения — 964 м, которые вагончики преодолевают примерно за 3 минуты. Кстати, металлические кабины отправляются сверху и снизу в одно и то же время с одной и той же скоростью, так как подвесная дорога функционирует по схеме маятника.
Во время подъема кабина останавливается 5 раз. Пугаться не стоит: это сделано специально, чтобы все успели насладиться прекрасными пейзажами, открывающимися с приличной высоты. Можно разглядеть и Кавказские горы, и наивысшую их точку — Эльбрус. У склона Машука находятся Лазаревская церковь и окружающий ее старинный Пятигорский некрополь.

С вершины видны абсолютно все окрестности, в том числе пятиглавая гора Бештау и степь с извивающейся лентой реки Подкумок.
Андреевский кафедральный собор в Ставрополе
Апостол Андрей Первозванный пользуется на юге России особым почитанием.
Считается, что отсюда он начал свое миссионерское путешествие, высадившись на мысе Панагия. Не мудрено, что здесь его именем освящены множество церквей и Андреевский кафедральный собор Ставрополя. Красивое кремовое здание высится в центре города, удивительным образом гармонируя с находящимися напротив учебными корпусами Северокавказского федерального университета, лишенными всяких архитектурных излишеств.
История
Храм возвели в 1897 г. по проекту местного архитектора Г. П. Кускова. Ранее на его месте 50 лет простояла деревянная церковь в честь Андрея Первозванного. Новый собор решено было освятить в то же имя. Внутри установили позолоченный резной иконостас из кипариса. Стены и потолок расписывал осетинский иконописец и поэт Коста Хетагуров. Рядом открыли семинарию. Но процветание было недолгим, в 1930 г. храм закрыли и превратили в архивохранилище. Верхние ярусы колокольни разрушили.

Как ни парадоксально, служение возобновилось в 1942 г. во время оккупации города германскими и румынскими войсками. Именно православные румыны вернули в собор иконы и реликвии из Музея атеизма. Через год Ставрополь освободили, но собор уже не закрыли. Он функционирует по сей день.
Четырехстолпный и однокупольный храм построен в русско-византийском стиле. Его фасад на три яруса разделяют карнизы, полукруглые окна с арочными наличниками. По бокам стоят маленькие главки. Свет попадает внутрь через высокие окна в большом 8-гранном барабане, над которым высится позолоченный купол с крестом.

Интерьер полностью обновлен, не сохранились ни кипарисовый иконостас, ни первоначальные росписи. Но и современная отделка выполнена с большим мастерством.

Под куполом нарисован голубь, парящий в синем небе с легкими облачками. Такой привычный символ Христа не в иконописной, а реалистической манере обретает новое звучание и смысл.
В алтарном кресте спрятана частица Креста Господня. Особо почитаются прихожанами образа Божией Матери «Утоли моя печали» и «Троеручица», написанные на Афоне. Частица мощей Андрея Первозванного вложена в его икону. На отстроенной заново колокольне установлен колокол весом три тонны.

Во дворике у входа на низком постаменте стоит другой колокол с рваной пробоиной от артиллерийского снаряда. Он привезен сюда из Грозного и стал памятником всем погибшим в Чеченских войнах. Рядом под надгробным камнем с белым крестиком лежит сестра милосердия Р. М. Иванова, единственная женщина, награжденная орденом Св. Георгия.
Курортный парк в Ессентуках
Прогуливаясь по прекрасному Курортному парку Ессентуков, просто невозможно поверить в то, что чуть менее двух веков назад на этом месте была голая, болотистая, ничем не примечательная равнина, не просыхает даже летом. Сегодня Курортный парк стал главным достоянием города, его гордостью и центром притяжения курортников.
Строительство парка было задумано М. С. Воронцовым в 1848 г., а началось годом позже. Вместе с возведением галереи источника № 17 производились посадка деревьев, осушение болота, разведение цветущих садов. Обустройство Курортного парка затянулось на несколько десятилетий, процесс замедляли постоянно возникающие сложности, в том числе и финансовые. Однако полностью строительство не прекращалось, и парк медленно, но верно приближался к своему нынешнему облику. Продолжали возводиться галереи, павильоны, ванные помещения, воды источников заключались в трубы. Позже на территории парка появились здание театра с железной пристройкой, приобретённой на нижегородской ярмарке, несколько ажурных беседок, декоративные скульптуры.
Прогуливаясь по Курортному парку Ессентуков, просто невозможно поверить в то, что чуть менее двух веков назад на этом месте была болотистая равнина. Сегодня Курортный парк стал главным достоянием города и центром притяжения курортников.
К началу 20 века парк занимает 35 десятин и условно делится на три части: Воронцовский (Нижний) парк, Верхний с источниками и ванными помещениями и Пантелеймоновский (новый) парк.

Пантелеймоновский парк получил свое название от находящейся поблизости церкви Святого Пантелеймона.
Воронцовский парк со своими уютными тенистыми аллеями становится излюбленным местом для прогулок курортников, парковые аллеи украшают питьевые бюветы, выполненные в античном стиле (они и сейчас остались на своих местах, правда, чисто в декоративных целях).

Пантелеймоновский парк более молодой и не столь тенистый, он идеален для вечерних прогулок. Здесь также устраиваются танцевальные вечера и всевозможные детские мероприятия, работают торговые палатки с разнообразными сувенирами, газетами и открытками. В конце 19 века в парке строится и освящается церковь, затем церковно-приходская школа, при которой открываются библиотека, читальня, почта. Парк вместе с храмом и школой становится центром культурной жизни Ессентуков.

В дореволюционные годы вход в Курортный парк был платным, стоимость билета составляла 20 копеек, сезонный билет на весь курс лечения стоил 3 RUB. Дополнительно приобретался индивидуальный градуированный стакан, который хранился у источника.
Курортный парк в наши дни
И в годы советской власти, и во время Великой Отечественной войны, и в послевоенные годы Курортный парк продолжал развиваться с той или иной степенью интенсивности. Особенно активное его развитие пришлось на послеоккупационный период. Вход в парк был нарядно украшен двумя каскадными лестницами с комплексом фонтанов, на территории построили ещё несколько лечебных зданий, выкопали пруд. Таким мы видим парк и сегодня: богатая растительность наполняет воздух целебными ароматами, по тенистым парковым аллеям с беседками, фонтанами и изящными скульптурами прогуливаются курортники, ухоженные цветники и розарии радуют глаз.