Культура района

Традиционные ремесла и другие виды промыслов Прилузского района

Наиболее массовое распространение у жителей Летки и Лузы имели деревообрабатывающие ремесла, основными рабочими инструмен­тами были:
  • Топор (чер);
  • Тесло (керанчер);
  • Скобель (гогын);
  • Долото (öжин);
  • Нож (пурт).

Позже стали широко использоваться различные станки по дереву.

В дерев­нях Ношуль, Летка столяры изготавливали на продажу и по заказу рамы, грабли, лопаты, сани, салазки, дере­вянные части сохи и телеги, мебель.

Для мебели выта­чивались фигурные ножки и ручки, для чего был изго­товлен самодельный станок в начале XX века в Летке.

Прилузские мастера изготавливали из древесины различных пород:
кружки и жбаны для ква­са и воды,
  • Ведра;
  • Колодезные бадьи;
  • Ушаты;
  • Подойни­ки;
  • Банные шайки;
  • Кадки;
  • Лохани.

Древесину отбирали без сучков, для каждого изделия определенной поро­ды, из ивовых прутьев плели корзины, этим ремеслом владели женщины и мужчины.

Одним из самых любимых и используемых материа­лов была береста.

Легкая, красивая, эластичная, водонепроницаемая, она была незаменима в крестьянском быту, из нее де­лали разнообразную утварь, посуду и обувь.

Берес­ту для зимних работ хранили в холодном помещении, непосредственно перед работой запаривали в воде, из берестяных лент шириной 1-3 см плели:
  • Заплечные мешки для сбора грибов и ягод - пестери;
  • Кузовки;
  • Корзины;
  • Ведра.

Береста

Население изготавливало лодки - транспортные средства для продвижения по р. Летке и Лузе.

Делали лодки для личных нужд и для перевозки объемных гру­зов.

Крупным судостроительным центром был Ношуль.

Издавна летско-лузские крестьяне владели навы­ками смолокурения, и каждое хозяйство производило смолу для себя, употреблялась смола преимуществен­но для смоления лодок, смоляной водой пропитывали обувь для герметичности.

Смолу-живицу принимали за деньги, поэтому многие готовили ее для продажи и сдавали целыми бочками.

Скорняжий промысел

Скорняжий промысел был распространен в Прилузье повсе­местно, но занимались выделкой овчин немногие, таких мастеров знали по именам, работали скорняки только в зимнее время.

Обработанная кожа использовалась для изготов­ления сапожного товара, в основном подошвенного, распространено было изготовление валяной обуви из овечьей шерсти (гынкöм).

По домам ходили и портные (швеч), которые на дому шили верхнюю одежду, в основном тулупы из овчины, у таких портных была своя швейная машинка, а шили изделия из материала заказчика.

Скорняжий промысел

В 1930-е годы ликвидируются небольшие частные и артельные кустарные предприятия и создаются круп­ные, так, в с. Объячево в 1935 г. было создано про­мышленное предприятие - Районный промышленный комбинат - для обеспечения населения предметами местного производства из древесины, глины, шерс­ти, кожи.

Предприятие имело лесозаготовительный, мебельный, кирпичный, кожевенный, гончарный, пимокатный, цеха.

Ткачество

Занимались в Прилузье и производством тканей в домаш­них условиях.

Для чего сажали лен и коноплю, выкашивали, сушили, трепали, расчесывали, пряли и ткали, ткали однотонные ткани и из цветных нитей, в каждой прилузской избе был свой ткацкий станок, за который садились женщины в марте, чтобы работу завершить к Пасхе.

Каждый прилузский деревенский дом украшали домотканые пестрые половики из крашеных льняных ниток (дöра вольсьöд), позднее стали ткать из разре­занных узких полосок разноцветных тканей на основе хлопчатобумажных ниток (ас кыöм половик).

Женщины владели и несколькими видами вышивки, которые использовались для украшения одежды, вы­шивка, которая бытовала в бассейне р. Летки и в вер­ховьях Лузы, очень интересна самобытной техникой, композиционным и цветовым решением.

Основны­ми вышитыми изделиями являются:
  • Женские рубахи и женский головной убор - сорока;
  • Вышивали на полотенцах;
  • Наволочках;
  • Покрывалах.

Вязание является одним из традиционных женских занятий народа коми.

Национальный парк Югыд ва (Светлая вода)

Центром народных ремесел Прилузского района по праву можно назвать село Ношуль - это единственное село Республики Коми, где не только сохранилось, но и развивается народное ткачество, более двадцати лет назад народная художница Г. Смолева, передвижник возрождения народных ремесел, стала собирать по деревням заброшенные ткацкие станки, зарисовывать орнаменты и национальные узоры.

Сегодня в Ношуле существует этнокультурный центр, в котором можно не только познакомиться с произведениями ткачих прошлых лет, но и обрести начальные навыки - создания орнамента, работы на деревянном ткацком станке.

Берестяное плетение для Прилузья характерно смешением стилей.

Гончарство

Одним из древнейших занятий у коми, как и у других народов, было гончарство.

Самодельная глиняная по­суда встречается в употреблении повсеместно вплоть до наших дней, в Прилузье глины достаточно, и в каждой деревне были мастера гончарного дела.

Глиняную посуду в основном делали женщины.

Посуду лепили в жилых помещениях или на улице, обжигали в русской печи.

В лузско-летских деревнях обрабатывали и металл.

В каждом селе была своя кузница, в которой кузнец, ковал:
  • Серпы и косы;
  • Вилы и мотыги;
  • Ухваты;
  • Замки;
  • Ключи;
  • Оковывал телеги и сани.

Старожилы селений охотно показывают места бывших кузниц, они, как правило, вынесены за пределы дере­венской улицы и располагались ближе к воде.

Хозяйственный и промысловый инвентарь поч­ти полностью изготавливали сами крестьяне.