Начальная военная подготовка
Посадка личного состава на машины
При полной моторизации и механизации наших Вооруженных Сил подразделениям чаще приходится действовать на танках, боевых машинах пехоты, бронетранспортерах, автомобилях и других машинах, чем в пешем порядке, подразделения на машинах совершают длительные марши, ведут боевые и другие действия.

Очень часто личный состав действует на машинах в ходе боевой подготовки и в повседневной жизни.

При этом подразделениям на машинах приходится действовать в различных строях, производить различные перестроения как на месте, так и в движении.

Все действия на машинах требуют определенной организованности и слаженности, а также строгого соблюдения уставных требований и правил.

Действия военнослужащих у автомобилей и на автомобилях

Для посадки на машины личный состав выстраивается впереди машин в одношереножном или в двухшереножном строю, так, чтобы последняя шеренга находилась впереди машин не ближе трех шагов; механики-водители и водители машин становятся в строй своего подразделения.

Перед посадкой в боевые машины пехоты и бронетранспортеры, а также на автомобили и другие машины в подразделениях при необходимости производится расчет военнослужащих и военного имущества по машинам и указывается способ посадки.

Построение отделения

Перед посадкой личного состава на машины проверяется, разряжено ли оружие, а если передвижение совершается с заряженным оружием, то поставлено ли оно на предохранитель; штык-ножи отмыкаются.

На каждой машине назначается из офицеров, прапорщиков или сержантов старший машины, которому подчиняется весь личный состав, находящийся на машине, включая водителя.

Старшему машины категорически запрещается брать управление машиной на себя или принуждать водителя передавать кому бы то ни было управление машиной, отдавать команды, принуждающие водителя нарушать правила дорожного движения и установленную скорость движения.

Наблюдение за сигналами старшего начальника ведется командиром подразделения (старшим машины), а в автомобилях, кроме того, — назначенным наблюдателем, который размещается в правом переднем углу кузова автомобиля.

Для наблюдения за креплением бортовых запоров кузова автомобиля во время движения назначаются «бортовые» из солдат, сидящих на крайних местах у переднего и заднего бортов.

Наблюдение за идущими сзади машинами, буксируемой военной техникой и за запором кормовых дверей боевой машины пехоты (правым запором заднего борта автомобиля) ведет солдат, сидящий на правом сиденье у кормовой стенки (заднего борта автомобиля).

По команде «К МАШИНАМ» личный состав, перевозимый в боевой машине пехоты и в бронетранспортере, а также на автомобиле и десантом на танке, выстраивается у машин.

При посадке с бортов личный состав подразделения выстраивается головами колонн на уровне посадочных люков или задних колес (катков) машин.
Посадка личного состава на машины может производиться;

• В боевые машины пехоты и бронетранспортеры — через кормовые двери и люки;
• На автомобили — через правый, левый и задний борта;
• На автомобили с закрытым кузовом — через задний борт.

Посадка личного состава на другие машины

В боевой машине пехоты, в бронетранспортере
Посадка личного состава на другие машины производится как удобнее.

Посадка на машины, находящиеся на правой обочине дороги, через левый борт не разрешается.

При посадке в боевые машины пехоты и в бронетранспортеры по команде «К МАШИНАМ» назначенные военнослужащие открывают кормовые двери (крышки посадочных люков) десантного отделения; у автомобилей водители при необходимости открывают задний борт.

По окончании посадки кормовые двери (крышки посадочных люков, борта) закрываются.

По команде «ПО МЕСТАМ» подразделения быстро занимают свои места в машинах.

При посадке используются колеса, гусеницы и подножки.

Оружие при посадке берется как удобнее, после посадки оружие ставится между коленями и поддерживается обеими руками, автоматы, кроме того, по команде командира подразделения могут быть взяты в положение «на грудь».

Вещевые мешки снимаются по указанию (команде) командира подразделения (старшего машины) и размещаются в машине.
В кузове автомобиля на продольных сиденьях, на поперечных сиденьях
Командир подразделения (старший машины) следит за правильностью посадки личного состава, а по окончании ее проверяет крепление запоров дверей (люков) и бортов, после чего занимает свое место в боевой машине пехоты (в бронетранспортере) на сиденье командира машины, а в автомобиле — рядом с водителем или по указанию старшего командира в левом переднем углу кузова автомобиля.

Если место командира машины занимает старший командир, то командир отделения или взвода размещается в десантном отделении машины.

Высадка личного состава из машин может производиться:

• Из боевых машин пехоты и бронетранспортеров — через люки;
• Из автомобилей — через правый, левый и задний борта;
• Из автомобилей с закрытым кузовом — через задний борт.

Высадка личного состава из других машин производится как удобнее.

Высадка из машин, находящихся на правой обочине дороги, через левый борт не разрешается.

Для высадки из машин подается команда «К МАШИНАМ», например: «Отделение, через правый, левый борта (задний борт) — К МАШИНАМ».

По этой команде личный состав быстро высаживается из машин и выстраивается около них.