Часть избы около печки отделяли от остального помещения занавеской или перегородкой и называли печной угол, чулан, куть, женский кут, он был исключительно женским пространством в избе. В печном углу женщины занимались женскими работами, готовили пищу, отдыхали. Во время праздников у печи ставили стол для женщин. Мужчины пировали за столом в красном углу, противоположном от двери.
Строили печь на отдельном фундаменте, чтобы печь не покосила избу. Как правило, он представлял собой небольшой сруб, набитый песком, камнями, кирпичом и т.д. Печь сооружалась либо из кирпича, либо из особо прочной глины. Низ печи составлял довольно мощное подпечье с полым внутри пространством. Устье печи размещалось довольно высоко и имело большой шесток, составлявший единую плоскость с подом печной топки. Передняя стенка печи, имевшая арочное отверстие топки, называлась челом. На высоте примерно двух метров или несколько ниже печь завершалась плоской поверхностью, в которую иногда встраивалась лежанка. Иногда к печи пристраивался голбец — загородка или чулан со ступеньками для подъема на печь, на полати и со спуском в подполье.
Традиционно, вплоть до XIX века изба топилась «по-черному», то есть дым из устья печи выходил («курился») прямо в помещение избы и только потом через отверстия в крыше (специальные деревянные трубы — «дымники») и в стенах (через окошки) выходил наружу. Такой способ топки печи, даже при открытых дверях и окнах, быстро нагревал помещение при сравнительно небольшом расходе дров. Неудобства, связанные с этим способом топки, сказывались не столь ощутимо, так как нижний уровень дымового слоя во время топки избы в помещении без потолка был на довольно большой высоте и позволял находиться в избе. К тому же дым постоянно дезинфицировал помещение, сводя к минимуму число тараканов, сверчков и т.п.
Иногда в избу во время топки, пользуясь отсутствием людей, хозяйка даже вводила дойную корову и мелкий скот для кормежки . Видимо, подобный обычай был не только там, где были черные избы. Как уже говорилось, русские крестьяне кормили ценный скот главным образом в избе ради того, чтобы корм не остыл, это считали очень важным для здоровья животных.
С распространением потолка с XVIII в. (а может быть, наряду с этим) в практику постепенно входит топка «по-белому» , то есть стали все шире распространяться печи с дымовыми трубами, выходящими на крышу. Этот процесс во второй половине века нарастает несмотря на то, что топка «по-белому» требовала гораздо больше дров и была доступна не всем крестьянским семьям.
Экономия дров была важным фактором, влияющим и на конструкцию жилища из дерева — более доступного и хорошо удерживающего тепло материала.
В южных безлесных районах России печи топили даже соломою и, конечно, «по-черному», экономя топливо. Так, наблюдатель по Пензенской губернии отмечал, что в Пензенском, Саранском, Мокшанском, Чембарском и других уездах крестьяне живут в черных избах (по Чембарскому уезду: «печи топят соломою», по Саранскому уезду: «степные поселяне — в черных избах» и т.д.).
Ограниченность пространства избы заставляла крестьян иметь в помещении лишь крайне необходимые вещи. Всюду отмечаются в домах лавки по стенам, деревянные столы, глиняные горшки на палках и т.п.
И. Георги пишет, что «в избе около стен деревянные прилавки или скамьи на деревянных ножках… К переднему углу избы находится длинный деревянный стол. А в углу, на стене изображения или угодников божиих, почитаемых российскою церковью, или же лик Спасителя и Богоматери на полках… К полкам прикреплены восковыя свечи…, а инде лампады с деревянным маслом».
Есть упоминания и о наличии в крестьянских избах стульев.
На полках стояла разнообразная утварь: деревянные блюда, чашки и ложки, ножи, мутовки, плошки глиняные, глиняные мисы, деревянные кружки (вместо десертных тарелок), чаши, глиняные горшки, железные сковороды и другая поваренная и столовая посуда. В самой поварне (пространство перед печью) стояла на полках, лавках и полу кухонная утварь, молочная посуда (крышки, кувшины), квашня (для опары для хлеба), хлебные лопаты (для посадки буханок в печь), помело, ухват, кочерга, ведра, кадки. В холодных помещениях хранили приспособления , которые не часто использовались ступа с пестом для измельчения зерна, сбивалка для масла, решето, ушаты для переноски воды, бочки и кадки для солений и квашения, лохани для стирки или умывания.
Если же дополнить это образцами крестьянской утвари: ткацкими станками, прялками, вальками, светцами, чашками, корцами, ковшами и т.п. , то можно довольно близко подойти к тому, что представлял собою внутренний вид крестьянских изб.
Вещи, в том числе одежда, часто висели в самой избе на стенах и шестах. Шесты, видимо, были элементом старой конструкции дома, где не было потолка. Вещи хранились и в холодных горницах, клетях, сенниках, в сундуках и подставках с веревочными рукоятками. Разумеется, такие элементы обстановки были лишь у богатых крестьян. У бедных немощных крестьян было иначе. Бедный крестьянин имел «мало рубах и один кафтан». Такая мебель как шкафы, комоды , горки стали появляться в зажиточных семьях лишь в XIX веке.