В гостях у купца
Внутреннее убранство купеческого дома, равно как и князей и бояр очень отличалось богатством обстановки от незатейливой бедных крестьянских изб и простых домов посадских или городских людей.Пол в комнатах богатых домов обычно покрывался восточными коврами.

Вдоль стен стояли накрепко приделанные деревянные лавки, обитые материей, сверху на лавки стелились «полавочники», изготовленные из сукна или даже шёлка. «Полавочники» выгодно украшали интерьер комнаты и свешивались до самого пола.Важным элементом мебели являлись «особые лавки». На одном конце такой лавки имелось возвышение, называемое приголовник. Эти лавки служили для отдыха с удобством после сытного обеда. Для сидения служили четырехугольные табуреты - «стольцы».

Внутреннее убранство купеческого дома
Перед лавками стояли длинные узкие столы, основным материалом которых был дуб. Они нередко украшались художественной резьбой. Имелись и маленькие столики, украшенные резьбой и цветными камнями. По обычаю столы покрывались подскатерниками.

На подскатерники во время приёма пищи стелили дополнительные скатерти: суконные или бархатные, богато расшитые золотом и серебром.Обязательно в каждой комнате во множестве висели на стенах иконы. Для внутреннего убранства купеческого дома это было обязательным. Иконы были заключены в серебряный или даже золотой оклад, почти все иконы вкладывались в киот. Изготовлялись иконы чаще всего из дерева или, очень редко, камень или кость. Существовали и металлические иконы-складни со створками, на которых изображения наносились на внутреннюю и наружную стороны.

Самые лучшие иконы помещались в переднем красном углу комнаты и задёргивались занавесом, носившим название «застенок». Перед иконами ставились лампады и восковые свечи. В некоторых особо зажиточных домах имелась даже особая «крестовая» комната, вся увешанная и заставленная большими и малыми иконами, в ней домашние молились.Стенные зеркала являлись очень большой редкостью, но маленькие заграничные зеркальца были на Руси довольно широко распространены. Картин или портретов (парсун) хозяев дома на стенах не было, в Москве они впервые начали появляться только к концу XVII века.

В богатых купеческих домах спали на пуховых перинах, расстеленных не на кроватях, а на лавках. В изголовьях лежали подушки в нарядных наволочках. Шелковые простыни покрывало атласное одеяло, подбитое дорогим мехом.Шкафов в те времена не существовало. Для хранения домашних вещей имелись сундуки и «скрыни» - комоды с выдвижными ящиками.

Женщины хранили свои украшения в красиво украшенных ларцах, и вместе с ларцами они переходили по наследству как фамильные драгоценности.Большой редкостью в то время являлись карманные часы, но уже получили распространение стенные часы, привезённые из-за границы. Они имелись уже во многих купеческих домах. В ту пору были распространены часы, в которых вращалась не стрелка, а циферблат.

Для освещения комнат употреблялись восковые свечи. Свечи вставлялись в подсвечники «стенные» или «стоячие» - небольшие по размеру, которые можно было переставлять куда нужно. Но если была необходимость выйти во двор или зайти в хозяйственную постройку в тёмное время суток, то для освещения пользовались фонарем, внутри которого горела свеча, а вместо стекол была слюда.Рукомойники, служившие для умывания, были медные, оловянные или серебряные. Хозяйственные припасы хранились в бочках, кадях и лукошках.

Кухонная утварь и посуда была довольно примитивна: жарили на сковородах железных и медных, тесто для выпечки хлеба замешивалось в деревянных корытах и чанах. При приготовлении пищи для большого количества гостей, в поварнях пользовались медными или железными котлами ёмкостью в несколько вёдер. Винные и пивные котлы обладали большой ёмкостью - до 50 вёдер.В богатых домах играли в шахматы или шашки, слушали бахаря - сказителя.
В 30 км от Ярославля, на берегу Волги, где бы привычно смотрелась уютная русская усадьба с мезонином и вишнёвым садом, взору предстает готический замок с башнями в духе средневековых рыцарских баллад , словно сошедшая с книжных страниц иллюстрация к "Айвенго";) .Что это за причудливое архитектурное сооружение?! Игра воображения?! Или это дом-фантом? Разыгравшееся воображение!?

Замок Понизовкина, наши дни
Нет. Это бывший особняк Никиты Понизовкина, ярославского фабриканта, потомственного почетного гражданина, купца первой гильдии, миллионера, построившего дом в стиле эклектика на территории своего завода для своей любимой по имени Роза.
По желанию заказчика, здание было создано в романтическом рыцарском средневековом стиле архитектором Николаем Юрьевичем Лермонтовым, дальним родственником поэта.
Французский замок, крепость, корабль на холме, - как только не называли этот дом, который местные жители окрестили самым таинственным замком в России..
По легенде, купец первой гильдии Никита Андреевич Понизовкин (1886-1936) на химической выставке во Франции встретил и полюбил прекрасную француженка Розу, попросил ее руки,в ответ она поставила условие , чтобы новый дом в России был как в родном Париже.

И вот Никита заказывает проект особняка в псевдороманском стиле, имитирующим стиль средневековой архитектуры, один из фасадов которого напоминает нам Нотр-Дам-де-Пари.

Никита Понизовкин
Но это красивая легенда…

На самом деле Роза Павловна Бурсиан (1885 – 1950) была лютеранкой, ее родители - обрусевшие саксонские немцы из Тулы.

Особняк Понизовкина
Познакомились молодые, по одной версии, в Московском автомобильном обществе, в котором оба состояли, так как увлекались автомобилями,а братья Понизовкины даже участвовали в автогонках..

А 1900-х гг. главным увлечением Никиты был автомобильный спорт. Он даже принял участие в автопробеге Ярославль – Москва и пришел к финишу на своем скоростном лимузине «Роллс Ройс» одним из первых . Впоследствии избирался в Совет старшин МАО.

По другой версии, молодые могли познакомиться и в Ярославле, где Роза училась в Мариинской женской гимназии.

Женская Мариинская гимназия Ярославля

Вскоре, в январе 1908 года, молодые поженились, причем венчались дважды - по православному и лютеранскому обычаям.

Роза Бурсиан и Никита Понизовкин

А в ноябре 1908 года родилась дочь Татьяна , в 1910 - сын Андрей.
И вот, в дом, построенный для жены Розы, в эту архитектурную жемчужину молодая семья въехала уже вчетвером в 1912 году..
Дом построили за два года (1910-1912) – в рекордно короткий срок для строительства такого уникального особняка в то время.

Спроектировал его архитектор Николай Лермонтов, уже строивший для Понизовкиных в Ярославле.

Панорамный снимок 1914 года

Николай Юрьевич Лермонтов

А пока шло строительство, молодая семья жила в находившемся здесь же двухэтажном доме брата Никиты - Андрея, дом так и называли "дом брата"- это очень красивый дом, нижний этаж которого был построен из кирпича, а верхний был деревянный, с красивейшим резным декором:

"Дом брата"
Никита повелел возвести особняк

на территории крахмало-паточного завода у деревни Гузицыно , которым владели Понизовкины, и стал впоследствии частью посёлка Понизовкино , переименованного в 1927 году в рабочий посёлок Красный Профинтерн.

Основателем паточного заводика был дед Никиты Андреевича, тоже Никита, сумевший вывести дело на профессиональный уровень и стать миллионером.

Журнал «Вестник Европы» в 1870 году среди самых крупных химических производств России в Ярославской губернии называл только один завод - завод Понизовкиных.

Резные детали второго этажа "дома брата"
Николай Лермонтов спроектировал дом в западно-европейском псевдороманском стиле, в духе эклектики с элементами модерна, с неомавританской резьбой и орнаментами.

Прямоугольный в плане особняк имеет трехчастный объем: центральный -широкий, фланкируемый более узкими - боковыми. Два главных фасада выходят один- на берег Волги , а другой - на улицу, ведущую к территории завода.

Фасад, выходящий на Волгу, имеет три архитектурных объёма: две боковые башни и выступающая прямоугольная часть фасада с завершением под русский стиль.Левая башня -цилиндрическая с крышей-конусом – «донжон», правая -квадратная, с прогулочной площадкой наверху, имеющей башнеобразные торцы, напоминает Воронцовский дворец в крымской Алупке. Правая башня также имеет балкончики, поддерживаемые консолями.

Карнизы стен украшены аркатурными поясками, также использован мотив ренессансной лоджии, английского эркера и скругленных окон эпохи модерна.

Этот фасад асимметричен.
Другой фасад симметричен, между угловой цилиндрической башней и зальным помещением, который лишь отдаленно напоминает башню, находится главный вход в особняк.

Использованные формы кирпичной готики перекликаются со зданиями фабрики вниз по улице, создавая гармоничный ансамбль.

Особняк Понизовкина

Здание заводского управления

С красивого балкона, выходящего на Волгу, Никита и Роза любили пить кофе и любоваться живописными видами на реку и буксирным пароходом «Дельфин", принадлежавшим Понизовкину .
Интерьеры дома, отличавшиеся роскошью и великолепием, не дошли до нашего времени .

Но их очень точно успела описать для истории известный искусствовед Татьяна Евгеньевна Казакевич:

«Лестница холла была отделана бронзовыми балясинами, покрыта красным ковром и уставлена кипарисами. В зимнем саду появились пальмы и апельсиновые деревья. Особенно нарядно была отделана гостиная, потолок которой был покрыт холстом и расписан арабесками. Большой пышностью отличалась так называемая «золотая комната», или малая гостиная. Комнаты в гостиных по преимуществу были обиты шелком…».

Здесь можно рассмотреть балкон

Лепнина, архивное фото

Потолочные росписи, лепнина, много роз в декоре дома..

Была завезена модная роскошная мебель.

В интерьерах дома преобладала отделка в стиле эклектики. В вестибюле были использованы египетские мотивы. Потолок поддерживали четыре египетские колонны в виде пучков лотоса.

В украшении двери использован жук-скарабей, охраняющий дом, на потолке – раскрашенные горельефы с изображением богини Исиды. В украшении «зимнего сада» использованы греческие мотивы. На одной из стен фрагментарно сохранился резной фриз с сюжетной лепниной.

Мне дом отдаленно напомнил замок Щербатовых в Васильевском, построенный известным архитектором Петром Самойловичем Бойцовым .

Замок Васильевское Щербатовых

Вернёмся к нашим героям. Семейная идиллия длилась недолго. В апреле 1914 года Никита Понизовкин и Роза Бурсиан развелись, причина – измена Никиты. В особняке работала художница из Польши, она делала росписи на потолке.

Страсть прошла, как только разлучница вернулась в Польшу, но Роза мужа не простила. Оставив Никите сына Андрея, она с дочкой уехала в Москву, где стала скромной учительницей немецкого языка. Впоследствии она вышла замуж за известного московского врача Илью Михайловича Клинковштейна.

Поскольку причиной развода стало прелюбодеяние, церковью на Понизовкина была наложена епитимья, запрещающая вступать в новый брак, сроком на 7 лет.

Непонятно как, но через год Никита вновь женился.

Возможно, ему помогло то, что десять лет он был старостой в церкви Николая Чудотворца, что в Бору.

В 1915 году он женился на Марии Фоминичне Завадской — дочери известного метеоролога Завадского, ближайшего помощника Менделеева.

В этом браке у Понизовкина родились дочери Наталья и Анастасия.Но счастья в этом браке так и не обрёл.

А у Розы в 1915 году умерла дочь Таня, ей было 7 лет.

После событий 1917 года завод и особняк Понизовкина были национализированы.

Никита перебрался к брату в Москву. Но пробыл там недолго: как чуждый элемент, он был отправлен в ссылку в Тобольск, там у него начался туберкулёз.

В 1935 году ему удалось вернуться в Москву , будучи смертельно больным.

Он разыскал свою Розу, которую не разлюбил, но как прошла их встреча, неизвестно.

А в 1936-м его не стало...

Роза пришла проводить бывшего мужа в последний путь и шла за гробом. И по преданию, в минуты скорбного прощания была одета в то самое платье, в котором Никита делал ей предложение …

Их сын – Андрей Никитович Понизовкин (1910 – 1995) был в конце 1930-х гг. испытателем новых гоночных «болидов», а также победителем всесоюзных чемпионатов по автомобильному спорту в СССР.Позднее работал зав.отделом в Научно-исследовательском институте автомобильного транспорта.

В советское время в замке располагалась общеобразовательная школа, клуб и библиотека, на балконах появились скульптуры Ленина и Маркса..
А в 1985 году дом опустел... Требовавший капитального ремонта особняк Никиты Понизовкина стал ветшать...

На рубеже XX-XXI веков строение было заброшено, а затем выкуплено бывшим депутатом Ярославской областной думы, вице-президентом группы компаний «Ташир» Тиграном Казряном, под чьим руководством начались реставрационные работы , которые продолжаются до сих пор.

Территория преобразилась, но осмотр замка возможен только с экскурсией по предварительной записи.

В замке проводятся мероприятия, концерты, выставки, показы, фотосессии..

Скульптуры можно разглядеть на этом фото 1940 годов
Этот сказочный теремок с невообразимой деревянной отделкой - дом брата Никиты Андрея после реставрации. Домик реставрируется изнутри и готовится стать гостиницей (говорят, в 1930-ые в нем нашим клад,а в нем -золото и бриллианты).

"дом брата" после реставрации
А это здание в псевдоготическом стиле -здание бывшего заводоуправления. Оно располагается прямо за замком Понизовкина. Здание отреставрировано пока внешне.

Хорошо понимая значение этого уникального комплекса для Некрасовского района Ярославской области, Казарян направляет работы реставраторов в "русло максимального сохранения исторического лица данной территории и приспособление ее для полноценного отдыха в качестве парк-отеля".

Но в настоящий момент это еще не действующий парк-отель, а, скорее, экскурсионный объект. И с исторической точки зрения, объект очень интересный .

Здание заводоуправления
И сюда все чаще приезжают люди, чтобы прикоснуться душой к красоте этих берегов и узнать о тех, кто подарил миру эту рукотворную красоту .

Где: Ярославская обл., Некрасовский р-н, Красный Профинтерн пгт, Ул. Набережная, 2, "Замок Понизовкина".

Комплекс зданий парк -отеля «Замок Понизовкина» , наши дни.