Достоевский Ф.М.
Фёдор Михайлович Достоевский — фигура в мировой культуре планетарного масштаба, чьё творчество давно перешагнуло границы литературы, став предметом пристального внимания философов, психологов, богословов и культурологов.
⬇︎
Его наследие представляет собой уникальный художественно-философский синтез, глубинное исследование «последних вопросов» человеческого существования: о природе добра и зла, о пределах человеческой свободы, о существовании Бога и о тайне русской души.
Биография
Годы жизни: 11 ноября 1821 — 9 февраля 1881.
Место рождения: г. Москва.
Ключевые вехи:
Родился в семье врача Мариинской больницы для бедных;
В 1837 году переехал в Петербург для поступления в учебное заведение;
Годы учебы в Главном инженерном училище не любил, но много читал и формировался как личность;
В 1849 году был арестован за участие в социалистическом кружке Петрашевского и отправлен на каторгу;
1850 — 1854 гг. — каторжные работы в Омске и разочарование в социализме, обращение к народной вере и глубокое изучение человеческой природы;
Женитьба на Марии Дмитриевне Исаевой в 1857 году, брак был скорее по расчету и состраданию, чем по любви;
1864 год —смерть жены, любимого брата Михаила и появление огромных долгов;
1867 год — второй брак на Анне Григорьевне Сниткиной и побег в Европу от кредиторов на 4 года;
Умер в Петербурге от осложнений эмфиземы легких, похороны стали событием общенационального масштаба, в них приняли участие десятки тысяч людей.
Ф. М. Достоевский с женой А. Г. Сниткиной
«Братья Карамазовы»

...«Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих, а все от беспрерывной лжи и людям и себе самом.»
Главное, самому себе не лгите
Основные темы и мотивы творчества
Творчество Достоевского — это постоянный диалог на вечные, «проклятые» вопросы бытия.

I «Поиски Бога и дьявола в душе человека»:
Главный конфликт в романах Достоевского разворачивается не во внешнем мире, а в сознании и душе его героев. Его персонажи — это идеи, воплощённые в плоть.

Вера и безверие: Его герои находятся в мучительном поиске Бога, часто через бунт и отрицание.

Добро и зло: Зло для Достоевского — не внешняя сила, а потенция, заложенная в каждом человеке. Он исследует соблазн и психологию преступления («Преступление и наказание»).

Свобода и страдание: Писатель задаётся вопросом: что есть настоящая свобода? Не приводит ли абсолютная свобода к вседозволенности? И является ли страдание необходимым условием для очищения и искупления?
II Психологизм: «Реализм в высшем смысле»
Достоевский — непревзойдённый мастер психологического анализа. Он изображает не типичных персонажей, а людей в моменты наивысшего духовного кризиса, на грани безумия, одержимых «навязчивыми идеями».

Техника «полифонии»: Герои Достоевского — это не рупоры автора, а самостоятельные, равноправные голоса со своими убеждениями, автор не доминирует над ними, а позволяет их идеям сталкиваться в диалоге (например, спор Ивана и Алеши Карамазовых).
Спор Карамазовых
III Философские и социальные вопросы

Судьба России: Достоевский остро полемизировал с революционно-демократическими и нигилистическими идеями, которые считал чуждыми русскому духу и ведущими к разрушению, его альтернатива — путь смирения, соборности и веры.

"Маленький человек": В начале пути он сочувствовал «униженным и оскорблённым», но позднее его интерес сместился с социальных условий на внутренний мир этого человека, на его бунт или смирение.
Рогожин и Настасья Филипповна в произведении «Идиот»
Художественное своеобразие
Напряжённость и драматизм сюжета: Его романы часто построены как детективы, наполнены скандалами, мистикой, нервными срывами. Действие сконцентрировано на коротком промежутке времени, что создает эффект сжатой пружины.

Город как действующее лицо: Петербург у Достоевского — это не парадная столица, а душный, давящий, «умышленный» город, который сводит с ума, он изображает его трущобы, грязные лестницы, трактиры.

Сны и кошмары: Сны героев (например, сон Раскольникова о забитой лошади) играют ключевую роль, раскрывая подсознание, предсказывая будущее или служа моментом прозрения.
Представление Петербурга у Достоевского
«Великое пятикнижие»: Вершины творчества
Это пять поздних романов, в которых сконцентрированы все основные идеи писателя:

«Преступление и наказание» (1866) — Теория «твари дрожащей» и «право имеющего», нравственные муки после преступления.

«Идиот» (1868) — Попытка изобразить «положительно прекрасного человека», князя Мышкина, в жестоком и циничном мире.

«Бесы» (1871-72) — Жесткая критика революционного нигилизма и терроризма, предсказание трагедии XX века.

«Подросток» (1875) — История молодого человека, одержимого «идеей Ротшильда» — идеей богатства как пути к уединению и независимости.

«Братья Карамазовы» (1879-80) — Глубочайшее исследование веры и безверия, отцовства и братоубийства, свободы и совести, легенда о Великом инквизиторе — одна из вершин мировой философской мысли.
«Идиот»
Значение и влияние
Предвосхищение идей XX века: Его творчество предсказало появление экзистенциализма (Камю, Сартр), фрейдизма (глубины подсознания) и тоталитарных идеологий («Бесы»).

Влияние на мировую культуру: Достоевский оказал огромное влияние на писателей (Кафка, Хемингуэй, Фолкнер), философов (Ницше), режиссёров (Тарковский, Куросава).

Актуальность: Его романы остаются актуальными, потому что они задают вечные, экзистенциальные вопросы, на которые каждое поколение ищет свои ответы.
⬇︎
Фёдор Достоевский — не просто писатель, а мыслитель и художник, который сумел описать и диагностировать болезнь современного человека: его раздвоенность, гордыню, одиночество и тоску по вере. Его творчество — это бездонный океан, в котором каждое новое поколение находит ответы на свои вызовы.
«Белые ночи»