III Тема Памяти и Истории: C годами личная тема перерастает в общественную и историческую, память становится главным нравственным долгом поэта.
▸ Память как сопротивление забвению: В эпоху, когда стирали память о прошлом, Ахматова сознательно становится его хранительницей. Она ощущает себя связующим звеном между «старым миром» и новой, трагической эпохой.
Стихотворение «Всё расхищено, предано, продано…», где «чудотворная» надежда возникает из самой глубины отчаяния.
▸ Тема материнского и народного страдания: Личное горе становится вселенским, поэма — это памятник не только её сыну, но и всем жертвам репрессий, всем женщинам, с которыми она стояла в «тюремных очередях.
«Магдалина билась и рыдала, / Ученик любимый каменел, / А туда, где молча Мать стояла, / Так никто взглянуть и не посмел».
▸ Связь с культурной традицией: Память для Ахматовой — это также память культуры, её стихи наполнены аллюзиями на Пушкина, Данте, Шекспира, библейские сюжеты, она доказывает, что новая, жестокая эпоха может и должна быть осмыслена через язык великой культуры прошлого.