Германское командование закрывало глаза на усилившееся сопротивление советских войск и их возросшую активность, лишь усталостью своего личного состава, а главное влиянием погодных условий объясняло оно то обстоятельство, что не выдержавшие контрударов немецкие войска были отброшены под Яхромой, Кубинкой, Наро-Фоминском, Каширой, Тулой и на других участках.
Соотношение сторон
С переходом советских войск в наступление авиационная поддержка осуществлялась всеми частями и соединениями фронтовой и армейской авиации, ВВС Московской зоны обороны и дальнебомбардировочной авиацией Главного Командования, основными объектами поражения были опорные пункты и узлы сопротивления гитлеровцев, авиация бомбардировала и штурмовала отступающие пехотные, бронетанковые и автотранспортные колонны.
В первой половине декабря лётчикам часто приходилось действовать в метель при низкой облачности и плохой видимости - это затрудняло возможность нанесения сосредоточенных ударов, в этих условиях авиация в основном применяла тактику эшелонированных действий одиночными самолётами и мелкими группами.
Значительную роль в успехе наступления сыграли полки, вооружённые самолётами Р-5, Р-Z, По-2.
Немецкая авиация вела непрерывные бомбардировки по наступающим войскам Западного и Калининского фронтов, аэродромам, штабам, железнодорожным станциям и другим объектам, наибольшая активность люфтваффе была отмечена в районах Дмитров, Яхрома, Дедовск, Кубинка, Голицыно, немецкая авиация действовала по схеме: в начале над целью появлялся самолёт-разведчик, а затем по его данным, следовали группы по 10-20 самолётов, в отдельные дни количество самолёто-вылетов фашистской авиации достигало 500—600.
Немецко-фашистской бомбардировочной авиации противостояла фронтовая истребительная авиация и Московская зона ПВО.
Вместе с истребителями в уничтожении вражеских бомбардировщиков активно действовала зенитная артиллерия: в декабре зенитной артиллерией было сбито 64 немецких самолёта (24 Ю-88, 12 Ю-87, 5 Ме-109, 5 Хе-111, Хш-123, 1 До-17, 3 Ме-110, 2 Хе-113, 1 Хш-126 и пять неустановленного типа), всего было произведено 12040 выстрелов, что в среднем составило 188 снарядов на каждый сбитый самолёт.
Ввиду малочисленности фронтовой авиации, для поддержки действий наступающих войск применялась истребительная авиация противовоздушной обороны, в составе дальнебомбардировочной авиации было семь бомбардировочных авиационных дивизий.
Успешное ведение боевых действий советской авиации было предопределено увеличением количества и улучшением качества самолётов, поступавших от промышленности, военно-воздушные силы Красной армии получили:
в декабре 1941 года — 693 самолёта;
в январе 1942 года — 976;
в феврале — 822;
в марте — 1352;
в апреле — 1423 самолёта.
В составе советских ВВС значительно вырос удельный вес новых самолётов таких, как:
Заводы авиационной промышленности выпускали самолёты новых конструкций:
Общее превосходство авиации было на советской стороне.